«После бегства из Казани царевича Кощака собрались к царице все знатные казанские вельможи, говоря так: «Что будем делать, царица, и что думаешь, ты вместе с нами о нашей судьбе, и когда утешимся мы от скорби и печалей, на нас нашедших?»
«Сопровождавшие же стражники, обещая ей, что получит она от царя самодержца дорогие подарки. Не могли утешить царицу, которая до самой Москвы громко, жалобу но и горько плакала» - /М.Устинов – историк/. Эти две цитаты показывают, что обращаясь к женщине, которая сама немощна и Бог сказал: «сотворим ему помощника» - /Быт.2.18/. Просто мужики показывают свою слабость, обращаясь к женщине, что она «жалобно и горько плакала» что мужики показывают свою слабость в беде. И что мужикам нужен Утешитель. Мужчина проваливается в яму от собственного бессилия перед причитаниями бедной женщины, которая страдает от жизни рядом с ним. Ведь страдания ее он принимает ли на свой личный счет. Раз жизнь рядом с ним не удалась, кто виноват? Он, конечно. Не смог создать нужных условий! Слово «утешитель» в русском значении подразумевает не¬что, что способно привести к спокойствию, остановить, усмирить душевную бурю, прекратить психологическое волнение, смятение души, принести собой мир, внутреннюю духовную тишину, равновесие.
«Господи, царю небесный, утешителю, душе истины. Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, благой, души наши» - /Л.Толстой «Отец Сергий».
«Приидите ко Мне (Христу), все труждающиеся и обременённые, и Я (Христос) успокою вас» - /Мат.11.28/. Характер приглашаемых: все труждающиеся и обремененные. Это самое подходящее слово для тех, кто изнемог. Те, кто жалуется под бременем обрядового закона, этого невыносимого ярма, и под еще более, невыносимым бременем преданий старцев, пусть придут к Христу, и Он облегчит их участь. Он пришел, чтобы освободить Свою Церковь от этого ига, отменить наложения плотских установлений и внести более чистое и духовное служение Богу. Однако под бременем здесь следует понимать, прежде всего, бремя греха — как бремя вины греха, так и бремя власти греха.
Те, и только те, приглашаются успокоиться во Христе. Кто ощущает грех, как бремя, и стенает под ним, кто не только сознает зло греха, своего собственного греха, но и сокрушается о нем в душе, кто действительно болен от своих грехов; кто изнемог от служения миру и плоти, кто видит печальное и опасное свое состояние и сокрушается о нем.Христос говорит: «Идите ко Мне, обремененные». Для ортодоксального иудея религия была бременем. Иисус говорил о книжниках и фарисеях: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» - /Мат.23.4/. Видя, как иные изнемогают под бременем их законов, они не хотели помочь народу, ни даже пальцем пошевелить, чтобы облегчить это бремя. Они могли вольно истолковывать закон Божий, могли и вовсе обходиться без него, но не хотели отказываться от детально разработанных собственных установлений.
Для иудея религия была делом неисчислимых правил. Человек жил в лесу предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Он должен был вечно прислушиваться к голосу, говорившему: «Ты не должен». Даже раввины видели это. Есть своего рода печальная притча, вложенная в уста Коры, которая показывает, какими обязательными, сковывающими, тяжелыми и невозможными могут быть требования закона. «По соседству от меня жила бедная вдова, у которой были две дочери и поле. Когда она начинала пахать, Моисей (то есть закон Моисеева) говорил: «Ты не должна пахать с волом и ослом в одной упряжке». Когда она начинала сеять, он говорил: «Ты не должна засевать поле смешанными семенами». Когда она начинала жать и копнить зерно, он говорил: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его» - /Втор. 24.19/
И «не дожинай до края поля твоего» - /Лев.19.9/. Она начинала молотить, а он говорил: «Принеси мне жертву, и первую и вторую десятину». Она выполнила приказание и отдала их всех ему. Что же сделала бедная женщина дальше? Она продала свое поле и купила две овцы, чтобы сделать себе одежду из шерсти и получить выгоду от их детенышей. Когда они (овцы) родили своих детенышей Аарон (то есть требования священников) пришел и сказал: «Дай мне первенцев». Она согласилась с этим и отдала их ему. Когда пришла пора стрижки овец, и она остригла их, Аарон пришел и сказал: «Дай мне начатки от шерсти овец твоих» /Втор.18.4/. Тогда она подумала: «Я не могу выстоять против этого человека, зарежу-ка я овец и съем их». Тогда пришел Аарон и сказал: «Отдай мне плечо, челюсти и желудок» /Втор.18.3/. Тогда она сказала: «Даже когда я зарезала их: я не могу спастись от тебя. Вот, я заклинаю их». Тогда Аарон сказал: «В таком случае они принадлежат мне целиком» /Чис.18,14/. Он взял их и пошел, оставив ее плачущей с двумя дочерями». Этот рассказ - притча о непрестанных требованиях закона к людям во всех их действиях во всех сферах жизни. И эти требования действительно были бременем. У нас есть странное свойство превращать свои собственные суждения и жизненный опыт в правило и закон для остальных людей, судить обо всех по собственным меркам и думать, что если мы в чем-то поступаем правильно, то остальные непременно ошибаются, когда поступают не по-нашему. Таков закон в церквях жить по-старинке, а что они должны утешать больных?! Про это не хотят вспоминать.
Гордые самозванцы навязывают свои измышления, как всегда, угрожая будущим осуждением; говорить же людям о том, что они не спасутся, пока не уверуют так, как хотелось бы баптистским христианам, вовсе не означало, что люди именно так и поступят; поэтому дело так называемых христиан было не просто опасным.
Иисус предлагает нам взять на себя Его иго больного. Иудеи употребляли слово иго в значении попасть в зависимость, в повиновение. Они говорили об иге закона, об иге заповедей, иге Царствия, об иге Божьем. Но, вполне может быть, что Иисус опирался и в словах, Своего приглашения на нечто более конкретное. Он говорит: «Иго Мое благо» у Баркли: легкое, простое. Благо (хрестос) — может иметь значение хорошо подходящий. В Палестине ярмо для волов делали из дерева. Приводили вола и снимали размеры; во время изготовления ярма, приводили снова вола и примеряли. После этого ярмо тщательно подгоняли так, чтобы оно хорошо подходило и не натирало шею терпеливому животному. Ярмо изготовлялось по заказу индивидуально для определенного вола. Существует легенда, что Иисус изготовлял лучшие во всей Галилее ярма для волов, и что к Нему приходили люди отовсюду покупать самые хорошие и искусно сделанные ярма. В те дни, как и сегодня, над дверьми ремесленников были соответствующие «фирменные» знаки, и было высказано предположение, что над дверью плотницкой мастерской в Назарете вполне могла висеть надпись: «Нетрущие ярма». Вполне возможно, что Иисус использовал здесь картину плотницкой мастерской в Назарете, где Он работал в течение спокойных лет. Иисус говорит: «Мое иго благо» и этим Он хочет сказать: «Жизнь, которую Я даю вам, — это не бремя, которое будет натирать, и саднить шею; ваши задачи будут по индивидуальным возможностям и подходить вам». То, что посылает нам Бог, удовлетворяет наши нужды и соответствует нашим способностям.
Иисус говорит: «Бремя Мое легко». Как говорили раввины: «Мое бремя становится моей песней». Дело вовсе не в том, что бремя легко нести, но оно возложено на нас в любви, чтобы мы несли его в любви, а любовь делает и самое тяжелое бремя легким. Если мы помним любовь Божью, если мы помним, что наше бремя — любить Бога и любить людей, тогда бремя становится песней. Есть одна история о том, как человек повстречал маленького мальчика, несшего на спине еще меньшего мальчика, парализованного. «Это слишком тяжелое для тебя бремя», - сказал человек. «Это не бремя, - ответил мальчик, - это мой брат». Бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью — всегда легко.
Не тот или другой приходи, но приидите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; приидите не для того, чтобы Христос подвергнул вас истязанию, но чтобы разрешил грехи ваши; приидите не потому, что Христос нуждается в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение. «Я, говорит, - «упокою вас. Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности».
Утешение без любви становится повинностью, как бы вменяясь друзьям в обязанность, из-за чего те становятся лицемерами, говорящими не сочувственные слова, а укоры под видом добрых советов. Однако Дух Святой не дает просто добрых советов. Он по-настоящему сопереживает и участвует в жизни человека, отчего такое утешение рождает в ответ желание совершенствоваться, ибо дает настоящие силы преодолевать и идти дальше.
«Святой хранитель первоначальных бурных дней.
О, дружба! Нежный утешитель болезненной души моей!» - /А.Пушкин «Руслан и Людмила».
Если вы переведёте это слово «Параклит» на латинский язык: - пара - приставка, по-латыни: «ad», «клит» - от глагола греческого «калео» (звать). По-латыни: vocere - значит «advocatus»- адвокат. По-гречески: «параклит», по-латыни: «адвокат», защитник.
В греческом тексте Но¬во¬го Завета слово «Утешитель» пере¬да¬но словом «параклит», что значит - «призванный на по¬мощь», человек, которого призывают на помощь, для утешения. «Призванный быть рядом, что¬бы помогать». Слово «утешитель» в русском значении подразумевает не¬что, что способно привести к спокойствию, остановить, усмирить душевную бурю, прекратить психологическое волнение, смятение души, принести собой мир, внутреннюю духовную тишину, равновесие.
Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении, мы можем легко понять.
«Религия обычно обращается к чувствам людей, пускает корни в их психологию, претендуя на роль утешителя обездоленных и страждущих» -/Алексей Брагин, «Азбука коммуниста».
«И нарёк ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли» - /Быт.5.29/ Его приятные надежды на некоторое облегчение благодаря рождению этого сына: «…он утешит нас…» Эти слова подразумевают не только желание и надежды, которые родители обычно возлагают на своих детей. (Что, достигнув зрелого возраста, они будут их утешением и поддержкой в их деле, хотя часто оказывается наоборот), но понимание и видение чего-то большего. Возможно, что до его рождения были изречены некоторые пророчества о человеке, который совершит чудесное служение для своего поколения, и они поняли его как пророчество об обетованном семени - грядущем Мессии. Тогда это означает, что наши заветные интересы во Христе и верующие ожидания Его прихода обеспечивают нас наилучшими и самыми надежными утешениями, способными утешить при упоминаниях о гневе и проклятии Божьем, которые мы заслужили, о трудах и бедствиях нынешнего времени, на которые мы часто жалуемся. «Христос — наш? Небеса — наши? Он утешит нас».
Ной. Значение этого имени истолковано в самом библейском тексте, именно в смысле «успокоения, утешения» в трудах и работе по возделыванию земли. Очевидно, что утешение необходимо лишь тем, кто в чем-то испытывает тяготу и недостаток. Кто нуждается в утешении.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» - /2Кор.1.3-4/
В древнегреческом языке на месте русского слова «утешитель» стоит слово «параклетос», которое имеет более глубокий смысл, чем просто «утешитель». Прежде всего, оно означает того, кто может прийти на помощь, и причины, по которым он может это сделать, играют здесь немаловажную роль. Утешение без любви становится повинностью, как бы вменяясь друзьям в обязанность, из-за чего те становятся лицемерами, говорящими не сочувственные слова, а укоры под видом добрых советов.
Однако Дух Святой не дает просто добрых советов. Он по-настоящему сопереживает и участвует в жизни человека, отчего такое утешение рождает в ответ желание совершенствоваться, ибо дает настоящие силы преодолевать и идти дальше. Дело в том, что греческое слово «Утешитель» очень напоминает по своему написанию другое греческое слово - «Просветленный».
Утешение Духа Святого иное, нежели утешение человеческое. Оно, в первую очередь, дает силы и способность справиться со всеми жизненными обстоятельствами и невзгодами, которые могут обрушиться на человека. А человеческое утешение, если им, конечно, не движет Божья любовь, зачастую сводится к пустым словам сочувствия, как с досадой сказал о своих «утешителях» Иов: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы. Будет ли конец ветреным словам?..» - /Иов. 16.2.3/. Такое утешение является поверхностным, не сопереживающим и не сострадающим, как это делает настоящая любовь. Дух утешитель – это невидимая сила, которая поддерживает нас в трудные времена. Он дает нам силу и мудрость, чтобы преодолеть трудности и найти новые возможности. Он дарует нам надежду и веру в будущее, даже когда все кажется безысходным.
Значение Духа утешителя заключается в его способности преобразовывать нашу жизнь. Когда мы чувствуем себя одинокими и потерянными, Он наполняет наши сердца любовью и сочувствием. Когда мы испытываем горечь и печаль, Христос приносит нам утешение и надежду. Он помогает нам пережить потери и приводит к новым возможностям и росту.
«Итак, если есть какое утешение во Христе…до дополните…» - /Филип.2.1/.
Источники: Библия.
|